Вернуться в блог

Все больше платежей сегодня совершается посредствам онлайн банкинга: оплата товаров, услуг, пополнение депозитов. И часто случаются ситуации, когда услуга оплачена, а оказана она не была.

Обманутые клиенты пытаются вернуть свои деньги всеми возможными способами, и процедура chargeback (возвратный платеж) одна из самых популярных.

Общие понятия и принципы чарджбэка

В идеале, процедура чарджбэк по мошенничеству выглядит следующим образом:

  1. Клиент оплачивает товар и получает подтверждение денежного перевода, но так и не получил заказ.
  2. Клиент обращается в банк-эмитент, получает официальную выписку о переводе, и банк-эквайер для получения подтверждения проведенной транзакции.
  3. В банк-эмитент подается заявление на чарджбэк на официальном бланке МПС в производной форме (бланк можно получить в отделении банка или скачать самостоятельно с официального сайта МПС). Здесь необходимо описать ситуацию, прикрепив соответствующие доказательства неправомерных действий продавца.
  4. Банк принимает заявление, и в течение 1-2 месяцев клиенту возвращают его деньги или он получает обоснованный отказ.

Посредствам чарджбэка можно вернуть деньги не только за товар, но и не оказанную услугу, в том числе, если вы стали жертвой черного брокера.

Но данная схема действует только условно, поскольку сама процедура chargeback имеет множество подводных камней, с которыми может столкнуться обманутый потребитель. Подробная инструкция об оформлении процедуры chargeback описана в chargeback guide. К сожалению, документ доступен только на английском языке, что может вызвать сложности перевода.

Какие трудности могут возникнуть при оформлении чарджбэка

Сложности могут возникнуть уже на этапе подачи заявления. К сожалению, далеко не все сотрудники банка компетентны в вопросах оформления чарджбэк по банковской карте, и отказываются принимать заявление. Это связано с обычным человеческим фактором и элементарным отсутствием понимания ситуации. В случае отказа следует пригласить главного менеджера или руководителя отделения. Если и это не помогло, можно требовать оформить письменный отказ в приеме заявления.

На основании данного отказа следует написать жалобу в центральное отделение банка и отправить его заказным письмом с уведомлением. Данные претензии рассматриваются специальным отделом, и рация на обращение последует незамедлительно. Но для того, чтобы разрешить ситуацию в кратчайшие сроки, жалоба должна быть составлена юридически грамотно (отсутствие ошибок, путаницы в терминологии и пр.).

Если же заявление приняли, это также не является залогом успешного исхода. Банк-эквайер, например, абсолютно не заинтересован в одобрении chargeback, поскольку это может негативно сказаться на его репутации: оформление chargeback говорит о сотрудничестве с мошенническими организациями, а значит надежность банка пошатнется. Кроме этого, банк-эквайер может оспорить возвратный платеж, и в случае, если решение будет принято не в пользу обманутого клиента, повторно подать заявление на chargeback будет невозможно. Согласно правилам МПС, заявление на chargeback клиент обязан подавать лично.

Достаточное количество доказательств является ключевым фактором принятия решения по chargeback. Если вы стали жертвой черного брокера, к своему заявлению в банк необходимо прикрепить следующие доказательства:

  • договор сотрудничества с брокером;
  • банковскую выписку по транзакциям на счет брокера;
  • скриншоты личного кабинета с заблокированными заявками на вывод средств;
  • распечатку личной переписки с брокером и, если есть, записи телефонных разговоров;
  • также если вы подозреваете брокера в предоставлении ложных котировок и нарушений правил финансового рынка, доказательства по этому вопросу также следует приложить к заявлению.

Сроки подачи заявления на chargeback также не всегда понятны. Согласно правилам оформления chargeback mastercard они составляют 120 банковских дня, а для карт виза чарджбэк можно оформить в течение 180 рабочих дней. В правилах самого крупного банка России, chargeback в Сбербанке можно оформить не позднее 60 дней после проведения платежа. Все эти сроки напрямую нарушают правила Международной Платежной Системы, согласно которой, на оформление chargeback клиенту отведено 540 дней.

Почему лучше обратиться за помощью

Выше описаны самые распространенные сложности, с которыми может столкнуться обманутый клиент. Для того чтобы вернуть свои деньги посредствам chargeback, лучше всего воспользоваться услугами опытных специалистов. Например, в нашей компании ООО «ЮК Луна» работают грамотные юристы, которые неоднократно сталкивались с процедурой чарджбэка и успешно завершали ее.

Преимущества оформления chargeback с юридической помощью:

  1. Все заявления, жалобы и документы будут составлены юридически грамотно. Поэтому шансов на отказ, связанный с ошибками в поданных документах сводятся к нулю. Часто обманутые трейдеры в заявлении описывают сложную финансовую ситуацию в семье, вставляя лирические отступления. Делать этого категорически не стоит, на развитие дела это никак не повлияет.
  2. Все документы должны быть переведены на английский язык. Перевод должен быть грамотным, а не посредствам онлайн-переводчика. Часто именно ошибки перевода являются причиной отказа в возврате средств.
  3. Наши специалисты знают всю банковскую терминологию, и в случае возникновения спорной ситуации с сотрудниками банка (например, отказ на принятие заявление с отсылкой на сомнительные регламенты) грамотно убедят оппонента в своей правоте.
  4. Доказательная база будет грамотно структурирована, что значительно повысит шансы на одобрение chargeback.
  5. Компания предлагает своим клиентом несколько пакетов услуг с различными способами оплаты. При этом предоплата нужна не во всех случаях.

Именно поэтому, затевая оформление chargeback в любом банке, лучше предварительно проконсультироваться с юристом для получения грамотных рекомендаций, которые в дальнейшем значительно увеличат шансы на успех.