Вернуться в блог

Чарджбэк – процедура, направленная на отмену транзакции платежа и его возврат, основанная на правилах международных платежных систем (МПС). С ее помощью, обманутые клиенты могут вернуть деньги, переведенные недобросовестному продавцу или брокеру-мошеннику.

Для этого необходимо собрать полный пакет документов, оформить заявление, согласно установленному образцу, и подать его в банк-эмитент с соблюдением прописанных сроков.

Как сделать чарджбэк в Сбербанке: нюансы, основания и сроки

Для того чтобы получить обратно деньги, переведенные с банковской карты на счет мошенника, следует подать заявление на чарджбэк в Сбербанк. Сделать это можно лично в ближайшем отделении банка, или отправить заказным письмом в головной офис. Рекомендовано обращаться в банк лично, чтобы процедура прошла быстрее.

Сроки подачи заявления на чарджбэк в Сбербанке составляют 60 дней после проведения транзакции. Однако согласно информации на официальных сайтах платежных систем, сроки для подачи заявлений составляют:

  • visa – 180 рабочих дней;
  • maestro – 120 банковских дней.

На самом деле, согласно правилам МПС, срок подачи заявления на оспаривание транзакций maestro и visa составляет 540 дней.

Поэтому, если в банке отказываются принимать заявление, ссылаясь на установленные сроки, клиент имеет право обратиться в арбитраж МПС и требовать рассмотрения чарджбэка Сбербанк visa или чарджбэка Сбербанк maestro (МастерКард).

Общий срок возврата денег – 540 дней с момента оплаты. В практике были случаи, когда Сбербанк самостоятельно увеличивал эти сроки.

В последнее время многие банки, такие как Альфабанк, Тинькофф, Кредит Европа, перестали защищать права своих клиентов и отказывают в приеме заявлений на chargeback, или предоставляют стандартные отписки с отказом на проведение процедуры. Касательно Сбербанка, сотрудники исправно принимают подобные заявления.

Важно знать, что отказ в приеме заявления на чарджбэк является прямым нарушением правил МПС. В таком случае рекомендовано обращаться в арбитраж платежной системы, и требовать рассмотрения дела. Однако для этого лучше воспользоваться услугами опытных юристов, что значительно увеличит шансы на положительный исход.

Основаниями для оформления чарджбэка в Сбербанке могут выступать:

  1. Транзакция осуществлялась сторонним лицом без согласия держателя карты.
  2. Товар оплачен, но не пришел покупателю.
  3. Стоимость товара, или условия сделки, были изменены после оформления покупки без согласия покупателя/клиента.
  4. Купленные товары или услуги предоставлены не в полном объеме, или не соответствуют заявленным характеристикам.
  5. Повторное списание денег из-за технических проблем сервиса.

Многие клиенты банка ошибочно считают, что решения о возврате средств принимает Сбербанк. На самом деле, процедура чарджбэка в Сбербанке происходит по следующей схеме:

  1. Клиент подает заявление на chargeback в Сбербанк, который является банком-эмитентом.
  2. Заявление направляется в МПС, которая регулирует финансовые операции по карте.
  3. После рассмотрения платежной системой, жалоба направляется в банк-эквайер (платежная система, которая осуществляла прием платежей). Вопросы с недобросовестным продавцом решает именно эта финансовая структура.
  4. Организации, на которую поступила жалоба, банк-эквайер направляет письменное заявление. После этого, у компании есть 45 дней на оправдание своих действий.
  5. Если предоставленные организацией-мошенником доказательства невиновности необоснованны, или она не вышла на связь, банк-эквайер принимает решение в сторону истца, и финансовые средства возвращаются на его банковскую карту.

Чарджбэк в Сбербанке можно оформить, даже в случае банкротства организации-мошенника.

Как оформить chargeback в Сбербанке

Чтобы оформить процедуру чарджбэк в Сбербанке необходимо:

  1. Написать заявление, подробно изложив суть претензии. Бланк заявления можно скачать на официальном сайте Сбербанка или получить в отделении. Ниже показано заявление на чарджбэк в Сбербанке, образец заполнения.
  2. Прикрепить все имеющиеся доказательства незаконных действий организации-мошенника. Для этого можно сделать скриншоты личного кабинета, диалогов с представителями компании, аудио или видеозапись разговоров и совершенных сделок.
  3. Прикрепить копию оформленного договора на покупку или оказание услуг.
  4. Предоставить подтверждение денежных переводов. Для оформления чарджбэка, в Сбербанке онлайн следует получить выписку по счету. Также можно запросить распечатку транзакций при личном общении с сотрудником банка.

На тему чарджбэка в Сбербанке существует официальный комментарий представителя банка, показанный ниже.

С помощью процедуры чарджбэка можно вернуть деньги, перечисленные организации-мошеннику. Для этого следует соблюдать установленные банком сроки на подачу заявления, и собрать достаточное количество доказательств мошенничества. В случае отказа банка в отмене транзакции, шансы на возврат сводятся к минимуму, поскольку все отказы и заявления фиксируются в единой базе. При получении первого отказа, клиент может повторно подать заявление, подкрепив его дополнительными доказательствами нарушений прав потребителя. Следует понимать, что если банк отказал вам дважды, в третий раз принимать заявление на chargeback попросту откажутся.
Но даже в случае отказа, клиент может оспорить решение банка-эквайера, и реализовать свое право на возврат денежных средств. Лучше всего для этого прибегнуть к услугам опытных юристов.